Кто владеет информацией, тот владеет миром. Это аксиома современности. А технологии, собирающие и хранящие, анализирующие и обрабатывающие информацию, бессмысленны в случае ограниченности её потребителей.
Ну что толку в том, что вы один знаете таблицу умножения, если на рынке действует натуральный обмен без денежной прослойки? Зачем вам быстро считать монеты, если обмен происходит не в объёмном количестве, а по качественному признаку?
Или, например, зачем вам уметь читать или говорить на иностранном языке, если все закрылись у себя дома и не ездят в гости, не обмениваются новостями. Им всё равно, что происходит у вас, вам безразличны их достижения, потому что у вас всё по разному, уникально, точечно, логично и более приспособлено к собственной местности.
Развитие конкретики исходит из конкретных традиций. Да, по некоторым статьям в чём-то можно найти единообразие, допустим, появление радио. Но тот слой общества, который ставит превыше всего доходную составляющую, любую новинку стремится присвоить себе. С другой стороны, народы с широкой душой щедры не только хлебосольством, но и помыслами, мыслями, идеями. Россиянам не столь важен факт бюрократического подтверждения, сколь возможность поделиться способностями, возможностью помощи неимущим.
Одновременно общество, внедрившее юриспруденцию для защиты материальных интересов, к сегодняшнему дню устало соблюдать законы, которые они же сами и создали. Что это? Недальновидность в разработке законодательства? Ведь принятые к исполнению правила приходится соблюдать всем, даже тем, кто их придумал, а это вдруг стало невыгодно им самим. А может это психическая неуравновешенность? "Зачинатели демократии" вдруг перестали прислушиваться к мнению большинства, считая лишь себя исключением, элитой. Спешу напомнить исторические факты о тех, которые возомнив себя богом так и не добрались до солнца и заоблачных вершин.
И это тоже информация, которая была собрана историками для того, чтобы нашему поколению жилось легче, проще, а кому-то и выгоднее.
Какой-то век назвали "каменным", какой-то "железным". А текущий, наверно, назовут "информационным". Именно эти технологии сейчас правят миром. Начиная от газет и телевидения, учитывая базы данных всех горизонталей и вертикалей, присовокупить к этому списку фонды библиотек и архивов, а также не принижая значимость профсобраний, разговоров по душам в кафешке и подворотных слухов.
Информация сегодня - это дорогой продукт, особенно если он обёрнут в актуальную идею. Так к примеру слух, как сухой хворост для костра, разжигает ажиотаж вокруг какого-нибудь товара. Опечатка или оговорка в СМИ может исказить освещение события в точности наоборот. Искусственно подобранная статистика исказит стратегию и планирование. Киборги действительно поработят мир, если МОИРы (Мастера по Обучению Искусственного Разума) аккумулируют подобную задачу в автоматы.
Страшно. Но если предупреждён, то значит вооружён. А кто как ни радетель качества в состоянии предотвратить проблемы.
Да, я намекаю на нас - тестировщиков. Так нас называют в простонародье. Мы же себя именуем чаще инженерами по качеству. И государство в этом с 2014 года нас в этом поддерживает.
Но странны меры по поддержке отрасли. Они нацелены на молодых специалистов, которые не в состоянии поднять IT-производство на необходимый уровень из-за элементарного отсутствия опыта.
Не секрет, что в IT "войти" желают многие. Но не столько из-за интереса к профессии, сколько из низкого желания получать высокую оплату за кажущиеся на первый взгляд лёгкие работы. А сложностей в IT-профессиях предостаточно. Начиная от умения услышать заказчика и впоследствии убедить его, что он получил ровно то, что заказывал. На ком лежит ответственность за качество высокоточных приборов? Кто из создателей сложных систем спокойно спит, уверенный в работе их продукта без сбоев? Кто из кодировщиков хоть раз не отправлял программу заказчику с присказкой "авось пронесёт и юзер туда не полезет"? Разве что юниоры, не нюхавшие пороху. И на них надеется государство. Эти желторотики сделают прорыв? У меня за спиной несколько десятилетий стажа в IT-отрасли, глубокое знание внутренней "кухни" производства ПО, поэтому однозначно могу заявить, что эта молодая поросль скорее всего пойдёт по пути революций и сначала сотрёт, уничтожит всё до основания, а потом с нуля напишет ширпотреб, который моментально потеряет свою пригодность.
Полагаю, что предложения по господдержке формулировали эти самые юнцы, кто-то из депутатских сынков. Хочется спросить законодателей: почему у них не возникло мысли обратиться к тем, кто действительно знает все ступени создания и поддержки продуктов? Может они не знают, что мы есть? Почему "дедушка" российского качества молчит? Александр Александров, неужто ваша проактивность спит? Или вы не патриот?
Тем, кто действительно сейчас может принести пользу российским информационным технологиям, глубоко за 27 лет. И за счёт высокой оплаты у них нет жилищных проблем. А вот что действительно поможет поднять отрасль на должный уровень, так это ничего не стоит государству. О проблемах работы с госсектором говорено и обсуждено много в рамках конференций аналитиков и тестировщиков. Полный список докладов и капризов заказчиков доступен на сайтах "sqadays.com", "analystdays.ru" и в подборках Влада Орликова на портале "vimeo.com".
Почему российское ПО не пользуется спросом на мировом рынке? Сразу оговорю, альтернативы всем популярным порталам и мобильно-десктопным программам уже имеются. Их не надо создавать с нуля или придумывать нечто новое. Просто на международном рынке так заведено, что покупается ПО только с американским или европейским лицензированием. Запад приучил мир покупать только то, что юридически заверено.
К сожалению, приходится признать, что юридический сектор в России очень слаб. Нет, специалисты подкованы знаниями, но вот убеждать оппонента словом как-то не научились или не могут в силу широты души россейской. Наше добродушие и чистосердечность нас и губит. Бизнес и экономика никогда не будут добрыми, их прерогатива жёсткость, выгода, а порою и блеф до уровня лжи.
Чем действительно государство может помочь IT-сектору, так это прозрачностью и однозначностью законодательства. ПО и рацпредложения нуждаются в юридической поддержке, а не в обилии кодировщиков. Однозначность и единое понимание заказа и готового ПО, отсутствие несанкционированных запросов и изменений в техзадании являются источниками качественного продукта. Для этого нужны юридически подкованные специалисты каждой группе разработки. Дешевле снабдить компании юристами или обучить имеющихся аналитиков и внедренцев специализированным направлениям закона и права, чем раздавать всем айтишникам ипотеки и отсрочки от армии.
По-моему, если молодые специалисты пойдут в армию и там пройдут свои первые шаги в IT-отрасли, то это будет более эффективно для самого юниора и для всего производства в целом. Там его научат действительно работать, исполнять ровно то, что запрашивается, да и окружение уже служащих специалистов является наилучшей средой для передачи опыта.
В помощь информационным технологиям хорошо бы ускорить и упростить процедуру получения патента и лицензии. Но, чтобы они не стали фиктивными, их учёт должен быть прозрачным и доступным.
К сожалению, российский менталитет врядли когда-то допустит неукоснительное соблюдение всех законов и отстаивание прав через судебные инстанции вместо сегодняшнего землячества и родственных связей. Но всё равно, если Россия считается правовым государством, то всех жителей стоит приучать к этому с малолетства. Не знаю как это соединить с широкой душой, но в этом, думаю, помогут специалисты психологии. Может они сумеют без вреда нашему национальному менталитету, социально направленному, наложить на наши характеры неотвратимость соблюдения законов, нами же придуманных.
Нужна ли молодёжь в IT? С каждым годом всё меньше и меньше, потому что кодировщики и программисты скоро будут лишними, их заменят МОИРы. Даже тестировщиков можно будет отменить, если задания составлять так, чтобы все проверки проходили автоматически. А вот без аналитиков, постановщиков задач, внедренцев врядли когда-то сможем обойтись. Они как переводчики между людьми и машинами ещё долго будут нужны, как и яйцеклетки со сперматозоидами для продолжения и совершенствования рода человеческого.
Но вот вопрос: а что подразумевается под IT-отраслью? Только создание ПО или к информационным технологиям реально причисляют и СМИ, и всю электронную технику? Информацию распространяют Средства Массовой Информации: радио, телевидение, интернет каналы соцсетей и аудио-, видео-хостингов. Так значит господдержка должна распространяться и на блогеров, репортёров? А учителя и библиотекари разве не считаются распространителями информации? В их обязанности входит анализ и сортировка передаваемых в массы знаний. АСУТП-ишники, то есть электронщики, разве не считаются IT-ишниками? Абсолютно во всех сферах производства имеются должности так называемых "компьютерщиков", которые не создают, но поддерживают в рабочем состоянии уже внедрённые информационные технологии. Их тоже государство причисляет к тем, кому будет отсрочка от армии, ипотеки и низкие налоги? Не многовато ли категорий работников подпадает под IT-отрасль? Очевидно, что законодателям не хватает профессиональных тестировщиков документации, которые заранее выявят противоречивость, избыток и прочие недостатки требований. Ещё раз повторюсь, что всякому производству нужны профессионалы, а не дилетанты. Чтобы сразу после учебного заведения стать профессионалом нужна практика и передача ученикам актуальных знаний, либо максимально агрегированные базовые навыки.
Мой профессиональный взгляд на сегодняшнюю меру поддержки IT-отрасли однозначен: не эффективна для развития, а наоборот губительна. Покажу на примере. Допустим в какой-то группе разработки ПО возник форс-мажор - перед самым выпуском исчез (умер, уволился или ушёл в отпуск) работник, на котором держались основные задачи. Что в этом случае предпримет кадровик? Из любого безвыходного положения всегда есть три выхода, но тестировщик знает о трёх. Как QA предложу:
1) перепоручить работы имеющемуся персоналу, параллельно повышая его уровень курсами, то есть использовать внутренние резервы за счёт имеющихся, что является самым дешёвым вариантом (можно даже сэкономить на зарплатном фонде, добавив этому работнику лишь половину ставки ушедшего), но немного потратиться на дообучение, которое впоследствии принесёт ещё большую пользу. Никаких трат (денег и времени) в этом случае на введение стороннего члена команды не потребуется, стадия онбординга не замедлит разработку продукта и зарплатный фонд можно снизить, как и себестоимость продукта.
2) найти стороннего работника с аналогичным уровнем - задача для отдела кадров не только длительная, но и порой невыполнимая. Расходы на поиск и внедрение нового работника увеличат не только время разработки, но и себестоимость продукта. И ещё без какой-либо гарантии, что сотрудник подойдёт команде по уровню знаний, навыков и психологически.
3) взять на бирже труда пучок новичков, среди которых разделить все обязанности ушедшего. Новичков однозадачников набрать быстро, но каждому из них придётся выдавать полноценную зарплату, наше социальное государство не потерпит рабовладельчества. И не только поэтому считаю вариант наихудшим. Команда разработки страдает при добавлении одного новичка, а тут целая куча. Как бы это ни было странно, но любое дело замедляется по принципу геометрической прогрессии при добавлении рабочих рук и голов. Поговорка о двух головах, улучшающих одну, работает в противовес, потому что у каждого своя правда и каждая из рук, как лебедь, рак и щука тянут одеяло на себя, а не ровно в одну сторону к всеобщей цели. Если обязанности одного работника разделить на нескольких, то нет никакой гарантии, что один из этих новеньких в ответственный момент не станет тем же камнем преткновения, исчезнув из настроенного конвейера, и застопорит разработку.
Из этого примера вывод таков, что уже сейчас могу ответственно заявить, что выбранные меры поддержки IT-отрасли не помогут, а наоборот, скорее утопят её. Действенными же мерами были бы:
1) малограмотные дилетанты, не прошедшие опыт жизни в тесном коллективе, то есть отстранённые от службы в армии, никак не могут принести пользу. Это очевидно любому. Поэтому нужно повышать уровень знаний и приближать опыт на практических занятиях учебных заведений к актуальным реалиям. Для этого нужен прорыв в разрешённости и рекомендуемости учебных курсов и организаций. Для всех должностей в группе разработки в последние годы сформировалась предостаточная теоретическая база, это подтвердит наличие множества конференций и личных курсов, перешедших в высшие учебные заведения. Государству осталось помочь этим учебным заведениям формировать готовых специалистов, то есть обязать существующие производства стажировать студентов. А если задуматься о будущем, то нужно помочь составителям годичных планов этих курсов с актуализацией, то есть каждый год, а то и чаще, план обучения должен меняться. Технологии уходят вперёд, а абитуриентам приходится выбирать из курсов вчерашнего дня.
2) вместо налоговых и ипотечных льгот для весьма размытых по названию должностей повсеместная юридическая грамотность приведёт общество к привычке соблюдать законы. Если в обществе установлены и работают конкретные правила, то им просто управлять. Команды, строго придерживающиеся своих принятых правил, быстро достигают "бирюзового" уровня.
3) как одна из сторон юридической грамотности и для развития патриотизма уже имеющимся на рынке и только разрабатываемым продуктам нужна стабильная система лицензирования. Она поможет повысить доверие покупателей к продуктам и производителям, она защитит производителей от произвола пользователей.
Импортозамещение IT-отрасли в России, полагаю, должно пройти очень быстро, потому что наши создатели ПО по большей части составляли команды разработки всех популярных программ. При том, не только кодили (напомню: нашим программистам нет конкурентов на всех олимпиадах), но и знают изнутри эти системы, их связки и потенциальные уязвимости. Такая информация в головах теперь только наших специалистов недорого обойдётся государству, а прибыль может приносить обильную, когда начнёт конкурировать на мировом рынке.
И за это скажем спасибо санкциям. :) Русский мужик не перекрестится, пока гром не грянет. Но уж если возьмётся за дело, то супротив него некому выйти.