вторник, 1 сентября 2020 г.

Профориентация IT

Конец лета и начало осени - период активного выбора профессии. В августе институты завершают формирование групп для обучения новым профессиям, в сентябре массово начинают увеличивать объём знаний. Те понятия, которые засядут в голове школьников, в значительной мере определят их дальнейший жизненный путь. Начало XXI века показало, что самой прибыльной отраслью пока является IT (информационные технологии). Цена информации значительно возросла, как только её владельцы осознали способы её аккумуляции и применения в точный момент. Истоки компьютеризации уходят глубоко в историю, когда человеческий труд и любые действия стали переводить на рельсы машиностроения, и ещё раньше, когда поступающую из окружения информацию начали сохранять на твёрдых носителях: рисунки на стенах пещеры, летопись человечества на папирусе.
На сегодняшний день многие полагают, что порог вхождения в IT весьма невелик. А самым лёгким путём считают тестирование ПО. В конце прошлого века первой ступенькой в IT-мир были операторы, то есть сегодняшние пользователи компьютерных технологий. Ниже постараюсь рассеить такие предубеждения и описать весь неромантизм профессий, чтобы на этапе выбора работы уже в школе или даже детском саду у вас визуализировалась та сторона специальностей, которую вы положите на весы в противовес радужной. Сказать правду о продукте - это наипервейшая и самая важная задача тестировщиков, которых считают пропуском в IT-сферу.
Пирамида группы разработки ПО
Схему штата должностей команды по разработке и сопровождению программного обеспечения начну описывать сверху. На вершине пирамиды сразу два человека - Инвестор (Финансовый Директор, Меценат, Finance Producer = FP) и Владелец (или Идеолог, Product Owner = PO) продукта. Если у вас есть идея, то вы - РО. Если у вас есть деньги, то вы - FP, мечтающий о прибыли. Да, продукт иногда можно создать без финансовых вливаний, то есть когда у PO достаточно знаний в предметной области, программировании и рынок открыт для любых проектов. Но если ваша идея настолько велика, что нужна помощь специалистов уровня предметной области, разработки и последующего выхода на рынок, то без помощи FP вам не обойтись. FP может абсолютно не владеть знаниями и умениями ни в предметной области, ни в разработке, ни даже в маркетинге (что весьма редкий случай), но его воздушные замки о скором доходе могут лопнуть уже по окончании первого цикла разработки. Производство ПО может показаться быстрым процессом, но это лишь иллюзии. РО без группы разработки и сопровождения может создать лишь товар-однодневку для малого количества потребителей. Да, это быстро и прибыльно, но одномоментно, потому что в мире более семи миллиардов разных людей, и у каждого из них свой взгляд на мир, то есть одно решение от одного РО однозначно не удовлетворит других. Мечты РО о покорении мира разрушатся. Если же он скооперируется с FP, то это не сильно поможет проекту, хоть это по теории вероятности и увеличит аудиторию в несколько раз. Когда вы решите стать FP, то оцените себя по шкале: объём денежных средств (которые не жалко потерять), знания рынка, наличие связей в целевой аудитории, знания предметной области продукта. Когда вы пожелаете стать вершиной пирамиды в качестве РО, то оцените себя по шкале: профессиональность в программировании, знание предметной области, наличие целевой аудитории, связи вертикальные в профессиональной сфере и горизонтальные в предметной. В качестве РО сам-на-сам мне не единожды случалось быть с самых первых моих шагов в карьере ИТ-эксперта. Первым пробным шагом был закодированный в школьные годы психологический тест на Фокале в 1986 году для научно-технической конференции среди студентов технического института. Не буду считать множество программулек для личного пользования, доход от которых не измерить, разве что экономией времени. А вот автоматизация хит-парада на музыкальном радио "с нуля и под ключ" считаю своей гордостью. Оплата за ту программу исчислялась тоже не в материальном выражении, а в личном отношении всей радиостанции. То есть FP во мне был уровня меценатства, а РО - полного цикла. Любая компьютерная программа не может жить сама по себе, то есть ей нужно как минимум "железо" и платформа, которые имеют реальную цену, в отличие от языка программирования, являющегося в любых вариациях бесплатным. Хочу подчеркнуть, что даже если вы считаете себя РО и владеете языком кодирования, то вам по-любому придётся вложиться сначала в комп и систему для себя, а потом за счёт потребителя или на свои средства обеспечить пользователя местом для вашего продукта.
Средний и самый большой пласт пирамиды составляют Программисты (Разработчики, Кодеры железа, Developer = D), Аналитики (Постановщики задач, Бизнес и Системные Аналитики = А), Тестировщики (Инженеры по Качеству, QC, QA = Т), Сервисные инженеры (Администраторы Сети, Базы, Системы = S). Если ваша команда создаёт серьёзный продукт, то экспертиза из любой этих четырёх групп одинаково важна. На плечи D до недавних пор ложился основной груз работы: обследование предметной области, формулирование бизнес-задач, кодирование, проверка готового продукта на стороне разработки, внедрение и сопровождение ПО на стороне пользователя, выявление и решение проблем интеграции. Всё это мне приходилось совмещать, будучи программистом отдела АСУП на заводе. С расширением проектов для перечисленных ролей группу разработки усиливают специалистами соответствующей квалификации. В большинстве случаев считается, что при каскадном (Waterfall) типе производства обязательно наличие всех должностей, а при гибком (Agile) все роли объединяются в единого сотрудника. Тем не менее, если вы решили выбрать себе сферу информационных технологий в качестве заработка, то начинать самообразование следует со школьной парты. В первую очередь нужны фундаментальные знания в языках общения (например, русский и английский) для единого понимания целей продукта. На второе место ставлю математику, которая не только является основой всех наук, но и способствует развитию логического мышления, столь необходимого при генерации идей и планов. Таким наукам как биология, физика и химия в личном плане развития стоит определить равнозначно много места, поскольку всегда они были и останутся основой знаний предметных областей. Даже если вы станете МОИРом пылесоса, то без понимания механики веника, абсорбции половой тряпки, структуры человеческого скелета, процесса образования пыли, вы не сможете передать технике исходные условия. В последующую ступень знаний включаю все прочие предметы, изучаемые в школе, в том числе и ИТ. Да, не удивляйтесь, но даже профильный предмет не является первоочередным для компьютерщика. На обучение конкретной профессии достаточно курсов в пару лет, а фундаментальные науки можно изучать все десять лет школы, но так и не постигнуть в достаточной мере. Предвижу вопрос о географии, астрономии, истории, психологии и философии. Объём знаний о нашей планете и галактике, об обществе причисляю тоже к третьей группе даже не смотря на то, что Искусственный Интеллект сейчас лидирует в сфере инфо-технологий.
Поскольку моя статья имеет цель профориентации, то хотя бы вкратце опишу спектр обязанностей каждой из четырёх ролей основной ступени в порядке их причастности к конечному продукту. Сначала A берёт идею у РО, опрашивает потенциального пользователя и наблюдает за его текущими действиями. По результатам этого обследования A формирует объём задач на программирование для D, список условий готовности продукта для T, требования к окружению для S.  На втором этапе D кодирует всё то, что придумал A, и передаёт вариант продукта T. T проверяет продукт на соответствие идеи от РО, условиям готовности от A, возможностям окружений от S. S подбирает, устанавливает, связывает окружение (операционная система, база данных, дополнительное "железо") с продуктом на стороне разработки и составляет список артефактов для поставки продукта пользователям. От любого из четырёх производителей продукт может вернуться на любую из четырёх стадий. Таких итераций может быть несколько, пока T не подтвердит, что продукт соответствует продажному качеству. Только тогда D с S и T совместно перекладывают продукт из своих мест для кодирования и тестирования в рыночную область: выкладывают в онлайн-магазин, встраивают ПО в технику или передают продуктовый пакет интеграторам, передают версию ПО в тираж. Если посмотреть на процентное соотношение знаний предметной области и чисто профессиональных навыков для каждой из четырёх ролей, то в моём понимании, основанном на долгосрочном опыте (почти 35 лет) распределяю так: A и T - 40%предмет+60%проф, D - 20%предмет+80%проф, S - 10%предмет+90%проф. 
Далее в процесс включаются Мерчендайзеры (Маркетологи, Рекламщики, Продавцы = М), Внедренцы (Сопровождение, Тех.Поддержка = П), кому-то требуются дополнительно Тех.Писатели (Copywriter = C), МОИРы (Учитель пользователя, Коучер инструмента, Тренер = У), Операторы (Экспертные Пользователи = O). Более лёгким вход в ИТ возможен именно через эту прослойку. Для всех них на 30% ценится знание предметной области, на 20% информационных технологий и самого продукта, на 50% их конкретные профессиональные навыки. Привязка их профессиональной деятельности к ИТ-продуктам обретается в процессе короткого обучения. М не только продаёт продукт, но и собирает статистику для A, РО, FP о значимости ПО для покупателей, от A и T получает информацию для продвижения ПО на рынке. C описывает продукт для М, формирует инструкцию пользователя для O, D, S по информации от A и T, помогает и контролирует грамотность с языковой и технической точек зрения для П, М, У, ему в большинстве случаев приходится составлять и следить за внутренней документацией команды. У, также как и П, способствует освоению продукта пользователем. В разряд O переходит любой пользователь после курсов от У и П. Если в конце прошлого века про М, C, У не задумывались, а O ценился на уровне сегодняшних T, то спустя двадцать лет можно с уверенностью сказать, что все эти роли сегодня сливаются в одну должность, а порой даже их обязанности перекладывают на A или T.
Схема отношений ролей в группе разработки ПО
Для тех, кто лучше воспринимает не графику, а таблицы:
Связи Ролей
От Что Кому
FP деньги PO
PO задачи A
D
T
S
M
C
П
У
O
A работа D
T
S
зачем использовать M
описание C
D работа A
T
S
T работа A
D
S
тех.состояние PO
тех.пояснения C
как использовать M
S работа A
D
T
M доход FP
потребность PO
как используется A
C текст M
инструкция O
D
S
грамотность П
M
У
П освоение O
У освоение O
Соотношение знаний и умений по ролям

Исходя из этих структур, вы можете определиться, хотите ли вы заниматься чисто ИТ-сферой, либо приклеиться к ней где-то сбоку. В начале моей профессиональной карьеры в редких институтах готовили программистов, а о тестировщиках, системных администраторах и других вообще не упоминалось в названиях факультетов. Сегодня же молодые специалисты сразу после ВУЗа не вынуждены, как я в своё время, переучиваться уже в рабочем коллективе, а сразу приступают к работе. Но в любом случае, текущий век без технологий немыслим, поскольку компьютеры уже входят даже в человеческий и животный мозг, управляют не только машинами, но и флорой, фауной. Верю, что недалеки те времена, когда погоду мы будем не принимать как факт или прогнозировать, а выставлять в предпочтениях соц.сети перед выходом из дома.
Знания сами по себе к вам не придут, поэтому спешите потреблять их сейчас от всех учителей в школе и ВУЗе, тогда этот фундамент станет вам надёжной опорой в технических учебных заведениях и на специальных курсах по конкретной профессии.


Комментариев нет:

Отправить комментарий