На днях управители государства вспомнили о полезном явлении социалистического труда - рационализаторстве. В эпоху компьютеризации это самый быстрый способ обогащения для всей группы разработки программного обеспечения.
В первой половине 1990-х годов, будучи программистом АСУП-а крупного завода. мне не раз перепадала премия за рационализаторство. Дело в том, что первую свою программу мне пришлось писать для отдела труда. Это был расчёт среднесписочной численности.
До внедрения моей автоматизированной обработки данных на эту работу уходило до пяти дней одного сотрудника отдела ОТиЗ (отдел труда и заработной платы) и до полудня табельщиц каждого цеха. Среднесписочную численность необходимо было сводить ежемесячно, по-квартально, за полгода и год. Естественно, количество ни в вертикалях, ни в горизонталях не должно быть дробным, как это получалось у нерадивого школьника с землекопами.
После того, как в ОТиЗ-е освоили мою программульку, головная боль от расчётов пропала у всех табельщиц цехов и сотрудников ОТиЗ-а. Высвободившееся время они тратили на анализ цифр, а не их подсчёт. Тем самым и они успевали придумать свои рационализаторские пути общего производства.
Исходя из такого рассуждения, сами же сотрудники ОТиЗ-а подсказали руководителю моего отдела АСУП выписать премию составителю и внедренцу программного обеспечения. Расчёт такой премии производится от сокращения затрат (ежемесячное время и оклад) тех, кто пользуется программой. Высчитанный коэффициент умножается на оклад производителя. Таким образом, за пару-тройку месяцев работы программист мог получить премию в десятикратном размере.
После первой моей программы для расчёта среднесписочной численности последовали ещё несколько самописных, за которые начальнику отдела тоже удалось выхлопотать премии (и себе в том числе). Но когда завод вступил в корпорацию, и она навязала внедрение готового комплекса программного обеспечения (а-ля "ПК Галактика" или "Axapta"), то о премиях за рационализаторство пришлось забыть, поскольку завод тратил эти средства на покупку комплекса. Даже за привязку наших самописных программ или импорт данных из них в комплекс уже не позволялось выписывать рационализаторские премии. Да и сейчас отделы АСУП при крупных предприятиях перестали создавать свои программы, а в основном их деятельность сводится к поддержке готовых продуктов.
На заре массового программирования, полагаю, создателям алгоритмов сортировки и выборки стоило получить патент на изобретение. Тогда вариации "пузырькового", "парного" или "половинного деления" могли бы считаться рационализаторствами. Но братия истинных программистов в своём большинстве - альтруисты. Видимо поэтому никакой язык программирования не подлежит лицензированию и оплате за использование. Единственное исключение составляет объектное программирование, при котором можно перепродавать, модернизировать и использовать пакеты готовых рабочих алгоритмов.
А как вы думаете, может ли ещё быть взрыв рационализаторства в области создания программного обеспечения, как это было в конце XX-го века?
Комментариев нет:
Отправить комментарий