Чиновники для народа
Общественность постоянно сетует на работу чиновников: и не слышат они народ, и взятки берут. Уж и законы об обращениях граждан на них насылали, и штрафы взяточникам взвинтили, а они всё равно рвутся занять должность "слуги народа", чтобы жить по-царски. А может сами подчинённые и избиратели виноваты в том, что продвигаются не те проекты, которые нужны? Как повысить активность граждан? А может подношения вышестоящие воспринимают как необходимую благодарность, которую не получают после окончания дела? Как воспитать всех отзывчивыми? Почему же власть портит людей? Даже мелкую сошку, бригадира или начальника подотдела не узнать через несколько месяцев верховенства. Может они всё время ждут благодарности за свой труд и грустят от неблагодарности "свиты"? Или гордыня затмеваем им основную идею лидерства - вести за собой и опекать подчинённых от неприятностей? А ведь даже родители взращивают своих детей, чтобы в старости было кому поднести стакан воды. Значит и руководитель всегда ждёт своей доли благодарности, и не в виде зарплаты, а чисто по-человечески.
Можете ли вы представить себе, что цифровая экономика и демократия способны воспитывать общество в целом и каждого в частности? При этом можно искоренить кумовство и взяточничество, снизив до нуля человеческий фактор ошибок. И решается проблема довольно просто: небольшое дополнение к закону об обращениях граждан и введение автоматической аттестации для всех уровней руководящего состава.
Техническая реализация заключается в следующем. Дополняем закон об обращениях граждан обязательным завершающим пунктом для выставления отметки об исполнении запроса обратившегося. Для этого предварительно дублируем (переводим) весь оборот обращений и ответов в электронный вид. К сожалению, на этом этапе нет полной автоматизации, так как кроме электронных писем и специализированных форм обратной связи на сайтах существуют очные письменные и устные способы общения, телефонные звонки и смс, посты в соц.сетях и публикации в СМИ. Но любой разговор всегда можно записать и оцифровать, а бумажные формы отсканировать в цифровой вид. Поэтому будем считать, что все входящие реально регистрировать в электронной базе. Объём обращений можно лимитировать, автоматически рассчитывая пропорцию рабочего времени руководителя и количества подопечных. Например, при 40-часовой рабочей неделе и минимуме в 15 минут на визит мэр города с 5 тысячами полноправных жителей сможет максимально обработать около полутора (4*40*52/5000=1,664) обращений в год от каждого, но не более 8320 (=4*40*52, где 4 - количество обращений в час, 40 рабочих часов в неделе, 52 недели в году без отпуска) всего в год. Соблюдать уникальность обращений и их инициаторов объективно может только электронная база данных. Она же станет и беспристрастным оценщиком исполнительности. Обязав заявителей отправлять электронно отзыв о выполненности или отказе, можно собирать статистику по каждому начальнику и автоматически выставлять им рейтинг. Эта же система самостоятельно будет контролировать исполнение. Например, гражданин подал срочную заявку, которую зарегистрировали в базе (присвоили уникальный идентификатор, завели данные гражданина - паспортные и телефон, суть обращения, дату обращения и высчитан крайний срок исполнения). Если исполнитель уложился в срок, то система отправляет заявителю СМС (исполнена ли заявка, удовлетворены ли ответом/отказом) с обязательным ответом (0 - нет, 1 - да), или автоматическое электронное письмо, или телеграмму обычной почтой. Если исполнитель не уложился в срок, то система автоматически добавит заявку в отрицательный список рейтинга начальника. Если исполнитель всё исполнил, но заявитель не удовлетворён исходом дела, то отвечает "0" и он влияет на негативный рейтинг начальника. Если дело исполнено благополучно, то заявитель улучшает рейтинг начальника. На этом этапе сами исполнители будут бегать за заявителями с просьбой положительного отзыва. И здесь заявителю придётся проявить собственную гражданскую ответственность и объективность. Такой переворот отношений между заявителем и исполнителем поднимет активность граждан, наладит диалог, будет воспитывать отзывчивость, сблизит общение чиновников и общества, приучит говорить "спасибо" даже столь неприятным до селе чиновникам. Поскольку рейтинг конкретного исполнителя будет зависеть от каждого обращения, то чиновники реже станут перенаправлять заявки на иные инстанции и реализовывать собственными силами в положеный срок. Но поскольку менталитет у всех таков, что "не подмажешь, не поедешь", то вполне возможно исполнители начнут предлагать взятки заявителям за положительные отзывы. Поэтому наказания взяточников неизбежны, если каждый гражданин не перестанет контролировать самого себя, хотя подачки поменяют размер и направление. Таким образом чиновника по факту превратятся в слуг народа.
Современные технологи позволяют разделить базы заявок и отзывов, а агрегированные данные вполне можно опубликовывать. Процент выполненных заявок можно раскрасить их объёмом, как это подсчитывается в спорте (кмс, чемпион, чёрный пояс и т.д.), взяв процент от максимального объёма. И в этом случае объективность будет соблюдена за счёт лимита уникальных обращений от каждого заявителя.
Рейтинг руководителей, опубликованный в общем доступе, регулярно и независимо обновляемый, станет не только мерилом ответственности, но и гарантом доверия. Результаты ежечасной работы сложатся в профиль кандидата на вышестоящий пост, либо вовремя покажут причину снятия с должности или необходимость дотаций, внешней помощи.
Аналогичную систему предлагаю и для аттестации руководителей всех уровней. Очень много в стране компаний, на руководящие должности в которых поставлены работники без знаний КЗоТ или с недостатком навыков управления персоналом. В советские времена профсоюзы повышали такой уровень в спец.школах и на курсах. Но сейчас организациям приходится тратить собственные средства на обучение. И поскольку это дорого, то компании экономят на развитии трудовых ресурсов. Если же руководителей всех уровней можно было бы сертифицировать и регулярно аттестовывать, то такой контроль заставил бы начальников знать законы и уметь применять техники руководства. Аттестацию вполне логично возложить на комиссии по трудовым спорам и центры занятости населения. Комиссии по трудовым спорам могут составлять независимые рейтинги на основе обращений работников, количестве увольнений и предотвращённых сокращений штата. А центры занятости могут проводить экзамены на знание КЗоТ и умение применять техники управления персоналом. Сертификацию руководителей можно сравнить с техосмотром автомобилей - отсутствие грозит штрафами, а наличие гарантирует спокойствие подчинённых. Если в этой системе обращения работников в комиссии по трудовым спорам будут бесплатны, а расходы на рассмотрение споров будут оплачивать начальники, то задержки зарплат, сокращение штата и беспричинные увольнения уйдут в небытие. А значит у центров занятости уменьшится объём работ по подбору вакансий и это время распределится на аттестации, организацию курсов. Главным плюсом сертификатов воспользуются кандидаты на замещение вакансий.
"Performance review — оценка сотрудников в компаниях Кремниевой Долины" - https://malikspace.com/blog/performance-review-otsenka-sotrudnikov-v-kompaniyakh-kremnievoy-doliny/
ОтветитьУдалить