Осень - начало театрального сезона. Ассоциация Кольчугнских Театров в свой юбилейный год и Год Театра в России представила новую постановку - спектакль "Чудотворец" по рассказу Н. С. Лескова "Маленькая ошибка". 13 октября предпремьерный показ оценили только свои.
Подготовка спектакля была скоростной - на разводку, пошив костюмов и создание декораций ушло не более трёх месяцев. Отсюда и лёгкое зрительское разочарование - в АКТ спектакли штампуют, как на конвейере, используя только обычные образы и стандарты имеющихся актёров. РЫ в этом году обиделся на меня за подобную оценку его работы, но его это не побудило к творческому взрыву. За день до премьеры мне стало известно название спектакля и имя автора. Но у Лескова не нашлось ни одного произведения "Чудотворец", поэтому мой поиск имел ещё один параметр - швея как-то мимоходом упомянула имя одной из дочерей. Объём и текст рассказа "Маленькая ошибка" вполне подошёл по размеру и характеру. Прочитав оригинал, мне однозначно стали понятны предпосылки выбора. И это совсем не тяга к вере. Рыжова А. В., как режиссёра молодёжной труппы любителей, привлекают произведения с достаточным намёком на секс и пьянку. Если вы взглянете на все спектакли РЫ, то и сами заметите этот "почерк постановщика". И на сей раз он себе не изменил: опять пышнотелые разбитные красавицы и очередной новый жест пьянчуг. Поскольку сам РЫ - газетчик, то главный герой - чудотворец Иван Яковлевич - это система распространения информации: журналисты, печатники, глашатаи. Аналогия с современными СМИ вполне логична, поскольку именно они пускают "утки", которым все верят, или их мелкая опечатка переворачивает ситуацию с ног на голову.
Да, спектакль пока сырой - актёры путаются в словах, костюмах, реквизите и сценах, но не это основная причина пока подождать с просмотром. Постановщиком не сделана главная работа: ни у одного героя нет целевой задачи. По словам Лескова тётушка - набожная женщина, а у РЫ она нейтрально относится к дочерям и страстно жаждет денег. Поэтому текст и действия везде не совпадают. Только профессиональная игра Ольги Павеласовны сглаживает режиссёрский диссонанс. Отец в исполнении Жулина А. В. напомнил мне табурет в новой квартире, который выполняет разные функции, но весьма условно. Полагаю, задумкой РЫ была тяга батюшки к спиртному, но это слабо вписалось в оригинальный текст, да и серьёзный по-жизни Жулин не изменился на сцене до вечно пьяного пофигиста. Новый жест распития алкоголя ещё не заучен и выглядит долго, а поскольку у Александра сложно с танцами, то пройдёт ещё не мало времени, пока действия не срастутся с его телом. Старшую дочь Капитолину играет Катя Шикина, привыкшая к звёздности принцесс и здесь ещё увеличившая свой стандартный образ. Её мужа художника Лария играл Максим Потапов, серьёзность взгляда которого не вяжется с надобностью роли. Да, актёры любительского театра не обладают способностью кардинально меняться на сцене, но РЫ это отлично знает и использует, хотя в данном случае у него не получилось переделать достаточно роль под имеющегося актёра. Могу порекомендовать отрешённость меланхолика, которую Максим вполне может отразить в рамках роли, соединив текст автора и собственные возможности. Среднюю проблемную дочь играла Саша Родина, которая как и в "...как на детях и собаках" (2017г.) была капризной девочкой. Точно ей же она осталась в новом спектакле. Сашина голосовая подложка разливания вина из явных бутылок в мнимые стаканы к сожалению не повторялась Максимом в аналогичной ситуации. Что это: упущение режиссёра или невнимательность актёров при создании единого и цельного? Молодая актриса Аня Павлова наконец-то получила роль в регулярном спектакле - младшая дочь Оленька. Для дебюта частичное выпадение из образа приемлемо, но если так пойдёт и далее, то спектаклю не помогут новый голос и изящная грация. Две пары статистов были задействованы в образах постояльцев дома умалишённых, сотрудников СМИ, подмастерьев художника. Они крутили многофункциональный куб на колёсиках, печатали и распространяли газету, подносили и убирали реквизит, а к финалу и женихами стали. Отрешённый по-жизни взгляд Кати Русаковой вполне вписался в образ послушницы монастыря, а организаторская эмоциональность Алины Мишкорудник пришлась к месту при торговле информацией. Роли статистов не требуют особой характерности, и это доказали в очередной раз Александр Заболотний и Артём Шемякин.
Поскольку АКТ часто выезжает с новинками на фестивали, то декорации всегда минимизируются. На этот раз мобильный куб обклеили бумагой, а задник притягивает всё внимание красным ковром. Странное сочетание постоянно используемого бледного ящика и статичного яркого фона разгадать не удалось. Может это последствия ЧугиноКоля, когда на ярком рыжем фоне писали всё (афиши, программки, грамоты) грязным размытым коричневым шрифтом? Зачем куб делали таким большим, если он постоянно пустой и в него даже зять не спрятал погубленную Катеньку? Да, за его периметром часто прятались статисты, но внутрь были положены только печатаемые газеты. Может это смысл пустоты трат на печатные СМИ? Тогда вполне можно было осовременить рассказ, перенеся действие в наши дни с гуглом-яндексом, у которого не только тётушки спрашивают всё перед любыми шагами. Например, мне знакомы такие мамаши, которые даже завтрак ребёнку не начинают готовить, не прослушав гороскоп на день. Куб в начале можно было обыграть как радио, поместив туда статиста, а не обыденно гадать на непонятной зрителю мелочёвке.
На мой театральный взгляд, развиваю который самостоятельно с 1983 года, ни один из представленных образов не раскрыт из-за недоработки режиссёра. Дело в том, что в АКТ не существует стадии "читки" и разбора ролей, как это бывает в театральных студиях. Самостоятельно актёры не умеют и не могут работать над ролью, а лишь играют себя, слегка гиперболизировав имеющийся потенциал. Не профессиональные актёры не в состоянии кардинально изменить свои повадки, речевые характеристики, мимику и выдержать "чужой" стиль на протяжении всего спектакля, не выбиваться из роли. Как бы их не переодели, в итоге всё равно они скопируют режиссёра или своих родителей. С какой бы дикцией ни пришёл новичок в АКТ, через год-два он выплёвывает текст, будто семечек шелуху - быстро и много. А костюмы, которые должны помогать образу, только отвлекают актёра от роли и портят силуэт. Художник-декоратор Николаева А. П., к сожалению, сама никогда не держала иголки в руках и весьма далека от конструирования одежды. Поэтому изъяны тел подчёркиваются, а не сглаживаются как линиями кроя, так и цветом из спектакля в спектакль. Великое самомнение недоучившейся молодой подручной постановщика спектакля мешает ей прислушиваться к советам старших профессионалов, поэтому костюмы выглядят на актёрах как мешковина с заплатками на бомжах из-за многослойности кривых линий и цвета. Зрителю вполне понятно, что зять не сам рисует, а показывает готовый результат рук декоратора. Но картина схожа по цвету и линиям с натурщицей только в одном из одеяний, поскольку Капа меняет наряды. А ведь вполне можно было обойтись одним костюмом и картину, любую более подходящую к концепции, рисовать на глазах зрителей.
На одном из мастер-классов театрального фестиваля "Взмах крыла" нас научили технике высечения рисунка из под восковой плёнки. Лист красят в разные оттенки и цвета полосами, сверху покрывают одноцветным воском, после высыхания которого наносят бесцветные линии контура рисунка и шпателем снимают нужные области воска. Бесцветная бороздка, которую может сделать предварительно профессиональный художник от руки или обведя лекало, видна только вблизи, а весь лист кажется пустым изначально. Работая скребком на манер кисточки получаем оригинальную картину с неожиданной раскраской. Такое "чудо" вполне было бы уместно в рамках спектакля "Чудотворец". Картину вполне можно было бы приблизить по цветовой гамме к задумке Анастасии, а Максима превратить в искусного чародея.
Мне, как завсегдатаю малой сцены было скучно в обновлённом зале, потому что постановка никоим образом не вышла за шаблоны Рыжовского ремесла. Никакого чуда от спектакля "Чудотворец" - всё теже пьянки, оголённые тела, невнятная речь, себяшные образы, далёкая отдалённость от основной мысли автора. У закоренелой рыжовщины есть только свои любители - зритель казуального шоу с гыками. От потока однообразных спектаклей по разным произведениям как-то обидно за трату времени своего и творцов. Рыжову давно пора покорять другие более центральные труппы и площадки, и для этого у него достаточно связей. Артисты-любители под его руководством за три-четыре года растут только в одном направлении, ставя во главу угла жизненные мерки постановщика (секс, алкоголь, деньги), иных ценностей у РЫ, как режиссёра и человека, фактически нет. Отсюда и ограниченность тематик спектаклей. На репетициях большое внимание он уделяет лишь тем сценам, которые удовлетворяют его либидо. Моменты, где актёры сбиваются в словах или звукарь тормозит с музыкальной подложкой, из числа не интересных режиссёру и поэтому не отрепетированы, а скорее всего даже не разбирались с точки зрения постановочной надобности, были отданы на откуп самим актёрам по типу "как чувствуете, так и играйте".
Наблюдая за работой А. В. Рыжова с 2005 года могу однозначно заявить, что он нашёл свой метод выпускать спектакли на актёров-подростков ежегодно. Его принципы вполне могли бы взять себе на вооружение другие руководители любительских театров, но он никак не соглашается делиться своими наработками. На фестивалях предпочитает отмалчиваться вместо того, чтобы обучать других своей методе.
Теоритезирую практику РЫ:
* осенью набирайте в любительский театр всех желающих;
* еженедельно проводите с ними тренинги актёрского мастерства без каких-либо теоретических занятий. Ограничивайтесь артикуляционной гимнастикой, сценодвижением и побольше этюдов групповых. Индивидуальные этюды вводите постепенно, поскольку подростки бояться одиночества;
* в качестве экзамена по результатам тренингов всех новичков используйте в новогодней сказке. Такие спектакли не требуют особой проф.подготовки, а у актёров появится опыт выхода на сцену. В этюдах и во время работы над сказкой выявляются индивидуальные характеристики каждого участника театра, которые используются при распределении ролей в основном спектакле года;
* для спектакля года подберите любой рассказ или несколько с единой тематикой. Скомпануйте текст по сценам. Разложите текст на роли, в том числе и статистов (большей частью новички будут задействованы);
* для крутого эффекта можно два-четыре рассказа поделить на три части каждый и гребёнкой слить их в единую пьесу. В качестве примера посмотрите "Апрель" (2013г.) и "Всякое бывает" (2019г.);
* вместо предварительной читки на тренингах давайте этюды по тематике произведения. Это сократит время доставки вашего смысла спектакля актёрам, даст вам выбор между актёрами и ролями, для некоторых сцен появится скоп мизансцен и жестов;
* подберите актёров на роли, исходя из их личных характеристик. Если реальный актёр не соответствует желанному образу, то подгоните текст и действия под имеющиеся возможности актёра;
* на каждую роль имейте по два-три дублёра, поскольку любители не всегда могут бывать на репетициях и потом выезжать на фестивали. Да, здесь уместно соревнование, которое вполне укладывается в закулисные интриги;
* во время постановки уделяйте большее внимание только тем сценам, которые отражают ваши главные ценности, а остальные разрешите актёрам играть самостоятельно. Этим вы реализуете свой режиссёрский почерк и позволите всем актёрам прикоснуться к творческому процессу;
* в качестве связки сцен или разных рассказов используйте танцы или пластические проходки всех действующих лиц. Такими "рекламными паузами" более чётко можно показать взаимоотношения героев, сменить декорации, связать отрывки в логическую цепь;
* для музыкального оформления выбирайте классические произведения одного автора. Это придаст стиль спектаклю, а жюри оценит ваш вкус;
* художника-декоратора ограничьте в цветах и объёмах. Мобильность и многозадачность декораций и реквизита позволит часто выезжать на фестивали, где легко покорять жюри выдумками;
* постановщику танцев чётко поставьте цели: связка сцен, характеры героев, усиление смысла или замена текста;
* добавляйте реквизит во время постановки по мере необходимости, разрешите актёрам экспериментировать с декорациями и костюмами - это придаст значимость вещам и увеличит причастность актёров к постановке. Но любое чужое предложение обязательно опробуйте самостоятельно, после чего заявите: "Здорово! Какой я гениальный режиссёр!", потому что в афише и программке имя постановщика только одно;
* создавайте спектакли для малых залов, поскольку играть их можно будет чаще. Это нравится актёрам (все дублёры реализуются) и помогает улучшить спектакль через горячий разбор после каждого представления;
* перед премьерой делайте несколько открытых генеральных репетиций для своих, чтобы у новичков пропал страх, актёры срослись с костюмами и реквизитом, привыкли к свету, звукарь поймал темп, декоратор подогнал сценографию;
* перед каждым спектаклем давайте общую зарядку и индивидуальные рекомендации, а по окончании выносите оценку;
* отметьте премьеру индивидуальными отзывами, особо отметьте дебютантов только положительными словами, недочёты оставьте для доработки на последующих репетициях. Это укрепит труппу.
Вот такие чудо-секреты мне удалось выявить за мои 15 театральных сезонов в АКТ.
Подготовка спектакля была скоростной - на разводку, пошив костюмов и создание декораций ушло не более трёх месяцев. Отсюда и лёгкое зрительское разочарование - в АКТ спектакли штампуют, как на конвейере, используя только обычные образы и стандарты имеющихся актёров. РЫ в этом году обиделся на меня за подобную оценку его работы, но его это не побудило к творческому взрыву. За день до премьеры мне стало известно название спектакля и имя автора. Но у Лескова не нашлось ни одного произведения "Чудотворец", поэтому мой поиск имел ещё один параметр - швея как-то мимоходом упомянула имя одной из дочерей. Объём и текст рассказа "Маленькая ошибка" вполне подошёл по размеру и характеру. Прочитав оригинал, мне однозначно стали понятны предпосылки выбора. И это совсем не тяга к вере. Рыжова А. В., как режиссёра молодёжной труппы любителей, привлекают произведения с достаточным намёком на секс и пьянку. Если вы взглянете на все спектакли РЫ, то и сами заметите этот "почерк постановщика". И на сей раз он себе не изменил: опять пышнотелые разбитные красавицы и очередной новый жест пьянчуг. Поскольку сам РЫ - газетчик, то главный герой - чудотворец Иван Яковлевич - это система распространения информации: журналисты, печатники, глашатаи. Аналогия с современными СМИ вполне логична, поскольку именно они пускают "утки", которым все верят, или их мелкая опечатка переворачивает ситуацию с ног на голову.
Да, спектакль пока сырой - актёры путаются в словах, костюмах, реквизите и сценах, но не это основная причина пока подождать с просмотром. Постановщиком не сделана главная работа: ни у одного героя нет целевой задачи. По словам Лескова тётушка - набожная женщина, а у РЫ она нейтрально относится к дочерям и страстно жаждет денег. Поэтому текст и действия везде не совпадают. Только профессиональная игра Ольги Павеласовны сглаживает режиссёрский диссонанс. Отец в исполнении Жулина А. В. напомнил мне табурет в новой квартире, который выполняет разные функции, но весьма условно. Полагаю, задумкой РЫ была тяга батюшки к спиртному, но это слабо вписалось в оригинальный текст, да и серьёзный по-жизни Жулин не изменился на сцене до вечно пьяного пофигиста. Новый жест распития алкоголя ещё не заучен и выглядит долго, а поскольку у Александра сложно с танцами, то пройдёт ещё не мало времени, пока действия не срастутся с его телом. Старшую дочь Капитолину играет Катя Шикина, привыкшая к звёздности принцесс и здесь ещё увеличившая свой стандартный образ. Её мужа художника Лария играл Максим Потапов, серьёзность взгляда которого не вяжется с надобностью роли. Да, актёры любительского театра не обладают способностью кардинально меняться на сцене, но РЫ это отлично знает и использует, хотя в данном случае у него не получилось переделать достаточно роль под имеющегося актёра. Могу порекомендовать отрешённость меланхолика, которую Максим вполне может отразить в рамках роли, соединив текст автора и собственные возможности. Среднюю проблемную дочь играла Саша Родина, которая как и в "...как на детях и собаках" (2017г.) была капризной девочкой. Точно ей же она осталась в новом спектакле. Сашина голосовая подложка разливания вина из явных бутылок в мнимые стаканы к сожалению не повторялась Максимом в аналогичной ситуации. Что это: упущение режиссёра или невнимательность актёров при создании единого и цельного? Молодая актриса Аня Павлова наконец-то получила роль в регулярном спектакле - младшая дочь Оленька. Для дебюта частичное выпадение из образа приемлемо, но если так пойдёт и далее, то спектаклю не помогут новый голос и изящная грация. Две пары статистов были задействованы в образах постояльцев дома умалишённых, сотрудников СМИ, подмастерьев художника. Они крутили многофункциональный куб на колёсиках, печатали и распространяли газету, подносили и убирали реквизит, а к финалу и женихами стали. Отрешённый по-жизни взгляд Кати Русаковой вполне вписался в образ послушницы монастыря, а организаторская эмоциональность Алины Мишкорудник пришлась к месту при торговле информацией. Роли статистов не требуют особой характерности, и это доказали в очередной раз Александр Заболотний и Артём Шемякин.
Поскольку АКТ часто выезжает с новинками на фестивали, то декорации всегда минимизируются. На этот раз мобильный куб обклеили бумагой, а задник притягивает всё внимание красным ковром. Странное сочетание постоянно используемого бледного ящика и статичного яркого фона разгадать не удалось. Может это последствия ЧугиноКоля, когда на ярком рыжем фоне писали всё (афиши, программки, грамоты) грязным размытым коричневым шрифтом? Зачем куб делали таким большим, если он постоянно пустой и в него даже зять не спрятал погубленную Катеньку? Да, за его периметром часто прятались статисты, но внутрь были положены только печатаемые газеты. Может это смысл пустоты трат на печатные СМИ? Тогда вполне можно было осовременить рассказ, перенеся действие в наши дни с гуглом-яндексом, у которого не только тётушки спрашивают всё перед любыми шагами. Например, мне знакомы такие мамаши, которые даже завтрак ребёнку не начинают готовить, не прослушав гороскоп на день. Куб в начале можно было обыграть как радио, поместив туда статиста, а не обыденно гадать на непонятной зрителю мелочёвке.
На мой театральный взгляд, развиваю который самостоятельно с 1983 года, ни один из представленных образов не раскрыт из-за недоработки режиссёра. Дело в том, что в АКТ не существует стадии "читки" и разбора ролей, как это бывает в театральных студиях. Самостоятельно актёры не умеют и не могут работать над ролью, а лишь играют себя, слегка гиперболизировав имеющийся потенциал. Не профессиональные актёры не в состоянии кардинально изменить свои повадки, речевые характеристики, мимику и выдержать "чужой" стиль на протяжении всего спектакля, не выбиваться из роли. Как бы их не переодели, в итоге всё равно они скопируют режиссёра или своих родителей. С какой бы дикцией ни пришёл новичок в АКТ, через год-два он выплёвывает текст, будто семечек шелуху - быстро и много. А костюмы, которые должны помогать образу, только отвлекают актёра от роли и портят силуэт. Художник-декоратор Николаева А. П., к сожалению, сама никогда не держала иголки в руках и весьма далека от конструирования одежды. Поэтому изъяны тел подчёркиваются, а не сглаживаются как линиями кроя, так и цветом из спектакля в спектакль. Великое самомнение недоучившейся молодой подручной постановщика спектакля мешает ей прислушиваться к советам старших профессионалов, поэтому костюмы выглядят на актёрах как мешковина с заплатками на бомжах из-за многослойности кривых линий и цвета. Зрителю вполне понятно, что зять не сам рисует, а показывает готовый результат рук декоратора. Но картина схожа по цвету и линиям с натурщицей только в одном из одеяний, поскольку Капа меняет наряды. А ведь вполне можно было обойтись одним костюмом и картину, любую более подходящую к концепции, рисовать на глазах зрителей.
Высечено из под воска |
Мне, как завсегдатаю малой сцены было скучно в обновлённом зале, потому что постановка никоим образом не вышла за шаблоны Рыжовского ремесла. Никакого чуда от спектакля "Чудотворец" - всё теже пьянки, оголённые тела, невнятная речь, себяшные образы, далёкая отдалённость от основной мысли автора. У закоренелой рыжовщины есть только свои любители - зритель казуального шоу с гыками. От потока однообразных спектаклей по разным произведениям как-то обидно за трату времени своего и творцов. Рыжову давно пора покорять другие более центральные труппы и площадки, и для этого у него достаточно связей. Артисты-любители под его руководством за три-четыре года растут только в одном направлении, ставя во главу угла жизненные мерки постановщика (секс, алкоголь, деньги), иных ценностей у РЫ, как режиссёра и человека, фактически нет. Отсюда и ограниченность тематик спектаклей. На репетициях большое внимание он уделяет лишь тем сценам, которые удовлетворяют его либидо. Моменты, где актёры сбиваются в словах или звукарь тормозит с музыкальной подложкой, из числа не интересных режиссёру и поэтому не отрепетированы, а скорее всего даже не разбирались с точки зрения постановочной надобности, были отданы на откуп самим актёрам по типу "как чувствуете, так и играйте".
Наблюдая за работой А. В. Рыжова с 2005 года могу однозначно заявить, что он нашёл свой метод выпускать спектакли на актёров-подростков ежегодно. Его принципы вполне могли бы взять себе на вооружение другие руководители любительских театров, но он никак не соглашается делиться своими наработками. На фестивалях предпочитает отмалчиваться вместо того, чтобы обучать других своей методе.
Теоритезирую практику РЫ:
* осенью набирайте в любительский театр всех желающих;
* еженедельно проводите с ними тренинги актёрского мастерства без каких-либо теоретических занятий. Ограничивайтесь артикуляционной гимнастикой, сценодвижением и побольше этюдов групповых. Индивидуальные этюды вводите постепенно, поскольку подростки бояться одиночества;
* в качестве экзамена по результатам тренингов всех новичков используйте в новогодней сказке. Такие спектакли не требуют особой проф.подготовки, а у актёров появится опыт выхода на сцену. В этюдах и во время работы над сказкой выявляются индивидуальные характеристики каждого участника театра, которые используются при распределении ролей в основном спектакле года;
* для спектакля года подберите любой рассказ или несколько с единой тематикой. Скомпануйте текст по сценам. Разложите текст на роли, в том числе и статистов (большей частью новички будут задействованы);
* для крутого эффекта можно два-четыре рассказа поделить на три части каждый и гребёнкой слить их в единую пьесу. В качестве примера посмотрите "Апрель" (2013г.) и "Всякое бывает" (2019г.);
* вместо предварительной читки на тренингах давайте этюды по тематике произведения. Это сократит время доставки вашего смысла спектакля актёрам, даст вам выбор между актёрами и ролями, для некоторых сцен появится скоп мизансцен и жестов;
* подберите актёров на роли, исходя из их личных характеристик. Если реальный актёр не соответствует желанному образу, то подгоните текст и действия под имеющиеся возможности актёра;
* на каждую роль имейте по два-три дублёра, поскольку любители не всегда могут бывать на репетициях и потом выезжать на фестивали. Да, здесь уместно соревнование, которое вполне укладывается в закулисные интриги;
* во время постановки уделяйте большее внимание только тем сценам, которые отражают ваши главные ценности, а остальные разрешите актёрам играть самостоятельно. Этим вы реализуете свой режиссёрский почерк и позволите всем актёрам прикоснуться к творческому процессу;
* в качестве связки сцен или разных рассказов используйте танцы или пластические проходки всех действующих лиц. Такими "рекламными паузами" более чётко можно показать взаимоотношения героев, сменить декорации, связать отрывки в логическую цепь;
* для музыкального оформления выбирайте классические произведения одного автора. Это придаст стиль спектаклю, а жюри оценит ваш вкус;
* художника-декоратора ограничьте в цветах и объёмах. Мобильность и многозадачность декораций и реквизита позволит часто выезжать на фестивали, где легко покорять жюри выдумками;
* постановщику танцев чётко поставьте цели: связка сцен, характеры героев, усиление смысла или замена текста;
* добавляйте реквизит во время постановки по мере необходимости, разрешите актёрам экспериментировать с декорациями и костюмами - это придаст значимость вещам и увеличит причастность актёров к постановке. Но любое чужое предложение обязательно опробуйте самостоятельно, после чего заявите: "Здорово! Какой я гениальный режиссёр!", потому что в афише и программке имя постановщика только одно;
* создавайте спектакли для малых залов, поскольку играть их можно будет чаще. Это нравится актёрам (все дублёры реализуются) и помогает улучшить спектакль через горячий разбор после каждого представления;
* перед премьерой делайте несколько открытых генеральных репетиций для своих, чтобы у новичков пропал страх, актёры срослись с костюмами и реквизитом, привыкли к свету, звукарь поймал темп, декоратор подогнал сценографию;
* перед каждым спектаклем давайте общую зарядку и индивидуальные рекомендации, а по окончании выносите оценку;
* отметьте премьеру индивидуальными отзывами, особо отметьте дебютантов только положительными словами, недочёты оставьте для доработки на последующих репетициях. Это укрепит труппу.
Вот такие чудо-секреты мне удалось выявить за мои 15 театральных сезонов в АКТ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий