вторник, 5 октября 2021 г.

QA, QC или иначе

На примере отношений тестировщика с программистом хотелось бы уточнить разницу между должностями QA и QC. Соглашусь, что многие тестировщики в своих блогах касаются этой темы. Да и у меня уже была слабая попытка (читай - "Тестировщик или QA"). Ни в коей мере не хочу дублировать их или утверждать, что моё мнение по этому вопросу единственно верное и окончательное. Просто каждый из нас, тестировщиков, стремится разъяснить понятия и принципы работы ПО так, как это более доступно обеим сторонам производства ПО от точки проверки качества: вправо - программисту, влево - пользователю. Да, это профессиональная привычка - делать всё понятным и доступным. ;)
Капитан Врунгель, отправляясь в плавание, напевал: "Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт.", а будущие специалисты, желающие внедриться в сферу информационных технологий, частенько встают в тупик при выборе вакансий. Какую должность искать? Что вбивать в строку поиска, кроме принадлежности к IT-сфере?
На мой взгляд войти в IT можно легко, если начинать с мелкого. Раньше, годах в 1980-90х, существовала специальность "оператор ПК", но когда компьютерной грамотностью овладело всё работоспособное население, то в этой должности отпала необходимость также, как и в машинистках. Нажимать на клавиши сегодня может любой, понимающий принцип хранения информации. А с приходом искусственного разума стало возможным преобразовывать звук в печатный текст, то есть даже по клавиатуре клацать уже не требуется. Этот факт, конечно, ускоряет процессы производства, но и лишает человека занятия мелкой моторикой, что в значительной мере напрямую влияет на мозговую деятельность, то есть замораживает мыслительные процессы через атрофирование нервных окончаний. Но, сегодня я не об этом.
Инженеры по тестированию программного обеспечения (должность в реестре России зарегистрирована с мая 2014 года), а в простонародье - тестировщики, бывают разные: ручники и автоматизаторы, безопасники и нагрузочники, исследователи и производственники, да ещё всякие разные. Поначалу, всех называли просто "тестировщиками", но не "тестерами", потому что второе имя означает прибор, например, - амперметр или индикаторная отвёртка, а не такое, более сложное существо, как - человек. Тестер-прибор показывает довольно быстро информацию о том, работает ли проверяемая конструкция правильно, то есть в ожидаемом режиме, к тому же в большинстве случаев даёт количественные показатели. Например, спиртометр указывает процент сахара и алкоголя в сусле при брожении будущих напитков, а вольтметр - наличие заряда в батарейке.
Исходя из истории возникновения профессии тестировщика (плата не отработала задумываемым образом из-за погибшего на ней мотылька) могу убедительно утверждать, что первейший принцип тестирования ПО - исследование причин, по которым ПО не работает ожидаемым путём. А это совершенно иное, нежели простое измерение величины или детекция наличия/отсутствия контакта, давления, электричества прибором, именуемым - тестер. Да, нашу работу тестировщиков постоянно хотят измерить количеством багов, затраченным временем или финансовыми сбережениями, но эти показатели совершенно иная сфера, нежели простые величины стрелок и шкал приборов-тестеров.
Ещё не так давно появилось разделение тестировщиков на QA и QC. Расшифруем, переведём и попытаемся найти меж ними отличия. Quality Assurance - обеспечение качества. Quality Check - проверка качества. Как видно из наименований, должности различны по своему предназначению. Тестировщики, только проверяющие качество (QC), наиболее схожи с сотрудниками отделов технического контроля (ОТК), которым на входе подают изделия и список требуемых соответствий определённому уровню качества. После того, как в ОТК заполнены чек-листы, проставлены в них положительные галочки, вычеркнуты отрицательные (негативные) несоответствия, заполнены параметры проверки (что проверялось, кто и когда проводил проверку, конкретизация продукта и вспомогательного оборудования), сотрудник ОТК передаёт такие ведомости в производство или сбыт для подтверждения качества, либо направляет претензии к поставщикам и промежуточным производителям в случае выявления несоответствий требуемому качеству. Если же тестировщик, кроме вышеперечисленного для QC (проверка по готовому чек-листу, подтверждение уровня качества, составление претензий о несоответствии уровню качества) сам определяет направления проверок, формулирует параметры качества, исследует весь цикл производства и внедряет дополнительные шаги, либо исключает лишние, для предотвращения проблем как в конечном продукте, так и в процессе производства, способствует внедрению наиболее совершенных практик для достижения качества продукта, то такого специалиста я со всей ответственностью могу назвать QA. Но вот уже чуть больше года в реестре вакансий мелькают такие названия, как DevOps и TestOps. Они расширяют полномочия QA до уровня всей команды разработки. Если путь от QC до QA считать вертикальным продвижением по карьерной лестнице, то от QA до TestOps (сокращение от "Testing + Operations", что в переводе - "тестирование + системное администрирование") - горизонтальным обогащением профессионализма на всех уровнях производства.
Наименования графикой
Визуально для меня QC представляется палочкой или латинской буквой "I". Её ассоциирую со словом "Inside", потому что QC зациклен лишь в тестировании, смотрит только в одном направлении. Он не точка, потому что в любом случае набирается и опытом, и знаниями. QA же специалист в моих глазах представляется буквой "T", где в вертикальной палочке накопились умения в области тестирования, а ответвления вправо и влево означают развитие в смежных областях: программирование, аналитика, внедрение ПО и поддержка юзера. Буквой "Т" начинается слово "Transform", то есть QA в состоянии менять себя и окружающие процессы. А TestOps видится мне буквой "E", с которой начинается слово "Extend". TestOps расширяет себя и всю группу разработки на всех ступенях, по краям и в центре, стремясь в одну сторону - к качеству.
Напомню, что такое "качество" с точки зрения пользователя, к которому в производственной цепочке ближе всех тестировщик. Понятие "Качество" определяется тремя составляющими: точность исполнения требуемого, получение желаемого в означенное время, денежные затраты. На все эти три направления и направлена работа тестировщика: зелёные чек-листы гарантируют полное соответствие требуемому, ускорение процессов разработки сокращают период от запроса юзера до поставки готового продукта, совершенствование процессов и пресекание проблем на корню снижает себестоимость конечного продукта.
Связь QA - QC - Dev
Отношения QA - QC - Dev
При движении продукта между программистом и тестировщиком его ореол состоит из вопросов программиста к тестировщику про состояние продукта. QA определяет круг вопросов и проблем, которые необходимо сверить с эталоном. QC исполняет намеченные проверки и выдаёт программисту весь перечень выявленных новых проблем и заключение о соответствии продукта техническим требованиям.
Для того, чтобы стать QC, достаточно знаний школьной программы. Для продвижения по служебной лестнице к QA необходимо расширять свои знания и умения не только в науке тестирования, но и глубоко постигать предметную область (например, экономику для создателей интернет-магазинов, географию для развития онлайн-туризма), а также новые способы сбора, обработки и хранения информации (программирование, аналитика и управление данными), чтобы в любой момент вы смогли стать TestOps, то есть на любом этапе разработки ПО быть в состоянии подменить аналитика, программиста, внедренца. Если QA отличается от QC лишь наличием более широких знаний, то TestOps лучше QA из-за его возможностей не только подсказать в нужный момент, но и самостоятельно внести в нужное время коррективы для производства более качественного продукта.
Все эти растолковывания приурочены к Дню Учителя. Именно с его деятельностью тесно связана наша - тестирование, когда нам приходится самим разбираться во всём том новом, что создали программисты, и затем подробно доносить полученные знания всем заинтересованным лицам (пользователю, руководителю проекта, кодеру и другим участникам разработки).
Надеюсь, после прочтения этой статьи у моих бывших сотрудников ёкнет сознание, если они припомнят, какими эпитетами обзывали группу тестирования вместо содействия и помощи. Возможно, хоть эти пояснения достучаться до их разума, и они поймут смысл моих просьб об уважении к нашему нелёгкому и столь полезному труду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий