Команда из экспертов по информационным технологиям не только помогает другим обрабатывать информацию, но и сама вынуждена обмениваться знаниями.
В школе нас научили, что прежде чем передавать кому-то информацию, её необходимо систематизировать. На этом принципе основаны все учебники: тема, цели и задачи, оперируемые субъекты, основной материал, закрепление, проверка усвоенного. Цель моей статьи - описать knowledge management в группе разработки ПО. Задача - показать варианты обмена знаниями.
Будем считать, что группа разработки ПО состоит из руководства (шефы, директора), продавцов и техподдержки (сбыт-снабжение), разработчиков (аналитики, программисты), отк (тестировщики и пользователи). Какими знаниями они должны делиться друг с дружкой? На мой взгляд - всеми, касающимися продукта и процессов производства, распространения. Любой момент знаний в одной области может сыграть решающую роль в смежной. Вся группа нацелена получить максимальную выгоду и не только в денежном эквиваленте, а, например, в виде отзыва: "Именно это я давно хотел!". Моё совмещение техподдержки с тестированием на протяжении многих лет обязывало глубоко вникать в предметную область, что дало возможность генерировать множество полезных идей, воплощённых в выпускаемых продуктах. К сожалению, каждый раз приходилось заниматься самообразованием, а потом, терпя презрительные взгляды аналитиков, доказывать пользу моих идей. А если бы разработчики вовремя делились своими знаниями, то скорее всего идентичные предложения внедрялись бы от их имени, без "оскорбления их статуса".
Поскольку знания - это информация, то передавать и усваивать её человечество научилось несколькими способами:
- на слух: лекция, прослушивание аудио-записи, улавливание звуковых сигналов аппаратуры, диалог;
- просмотр видео и картинок, невербально мимикой и жестами;
- чтение текстов и схем;
- сенсорно через запахи и тактильность;
- очень редко с помощью телепатии.
Фантасты, конечно, предлагают и иные варианты, но современные технологии пока могут предложить только скорочтение и поиск по индексированному содержимому, доступные не искусственному интеллекту.
Переход поступающей информации в знания и есть процесс обучения. Курс "методика преподавания [предмета]" не ограничивается освоением таких методик, как лекция и практическое занятие. Обучать можно через игру и зазубривание, доказывая и веря на слово учителю, совершая открытия и отрицая гипотезы, строя логические цепочки и впитывая множественность хаотичных потоков. Пока мы в роли ученика, студента или стажёра, наши усваиваемые знания контролируются и оцениваются в явном виде (оценки в журнале и зачётке, контрольные работы, экзамены). В большинстве случаев объём и качество получаемой информации были в прямой зависимости со статусом в обществе через рейтинг отметок.
Аналогично кадровики рекомендуют изменения в зарплатах и карьере, исходя из данных матриц достижений (некоторые называют их матрицами знаний и навыков). Для большинства же работников приятнее осознавать свою значимость в проекте за счёт эксклюзивных умений и владения важной инфой. К сожалению, такие индивидуалы реже других готовы делиться знаниями, аргументируя тем, что ему самому они дались недёшево и просто так выкладывать новичку свои мозги не в его интересах. Подобному сотруднику предложите составить курс лекций с соблюдением всех правил методики преподавания, дайте в качестве дополнительной нагрузки (естественно с оплатой) учеников и обяжите создать подробное описание всех своих предыдущих и текущих дел, работ. Со временем он либо переквалифицируется в преподавателя и уйдёт в учебное заведение, если выдаваемые им знания довольно общие, либо он сбросит с себя нимб всезнайки и в дружеских беседах станет делиться тем, что приобрёл благодаря вашей компании. Для ускорения осознания снобом временности и ничтожности своей уникальности можно подсунуть ему в число учеников дотошного и любопытного новичка. Но это из разряда жестоких шефов.
По-моему, наиболее экономичный и эффективный способ передачи знаний новичку команды - это библиотека видео-записей. Рассказ вчерашнего новичка очередному стажёру - это игра в испорченный телефон. Обязательно забудутся важные моменты, готовый сотрудник тратит время на уже выполненную работу, вопросы остаются без ответа, либо переадресуются в исходную точку. Так было в Conquest:
- о работе тестировщика мой рассказ передавался в телефонных беседах более пяти раз, поэтому у последнего кандидата взгляд на работу отдела тестирования резко контрастировал с моим изначальным;
- о возможностях продуктов вначале рассказывал сам шеф, в качестве репетиции вебинаров для потенциальных покупателей. Но моё предложение записать хоть одну конфу для последующего сокращения своего же рабочего времени было отвергнуто. Взамен, он эту обязанность возложил на меня. Моя запись о возможностях одного из ведущих продуктов положила основу для библиотеки аудио- и видео-записей собраний (передача внутренних знаний новичкам, демо новых фич, обсуждение разработок, стендапы и ретроспективы) и сэкономила мне кучу времени впоследствии (текучка кадров была очень стремительной);
- видео-лекции о внутреннем распорядке (регламенты собраний, как оформлять код и документацию, схема утверждения задач и глобальная структура продуктов, структура движения ответов техподдержки) тоже следует делать один раз, поскольку попугайские повторения тим-лида раздражают не только его самого, но и слушатель перестаёт воспринимать информацию, выданную без эмоций, на автомате.
Хотя видео и аудио-записи пока ещё с трудом поддаются индексации для последующего поиска и актуализация содержимого равна полной переделке, но этот вариант передачи информации на сегодняшний день является наилегчайшим для восприятия. Аудио- и видео-обмен знаниями эффективен тем, что вполне легко можно применить способ закрепления - троекратное повторение мысли в различных интерпретациях (например, теорему Пифагора предлагают не только стандартно "квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов", но и как графическую и стихотворную аналогию с "Пифагоровыми штанами").
Второй по восприимчивости тип передачи инфы - это картинки, схемы. Визуализация текста ярче запоминается. На этом факте был основан метод опор Шаталова. По этому же принципу создаются комиксы, столь популярные сейчас во всех возрастах. Mind-карта, созданная в процессе обсуждения разработки, вполне отчётливо может служить стенограммой встречи и готовой весомой частью техзадания или хелпа. Матрицы переходов состояния - лёгкий и удобный вариант описания теста. Flowchart, Call Tree и многие другие виды диаграмм - лучший способ визуализации продукта. Тем более, что современные технологии позволяют частичное редактирование и поиск для актуализации содержимого во всё более многих форматах (SVG, XML,..).
На мой взгляд собрания, типа стэндапов и ретроспектив, вполне подходят для совмещения обмена информацией в целях оповещения всей команды о ходе дел и параллельного обучения не только скрытым или сложным местам разрабатываемого продукта, но и новым, сторонним технологиям, которые вполне могут повлиять на развитие продукта. Если внимательно слушать каждого выступающего на стендапе, то обязательно появятся вопросы. Это упражнение было моим советом новичкам для повышения их авторитета в команде - шеф подмечал такое неравнодушие к изложению темы, как глубокое погружение в продукт. Тем не менее, осведомлённость деталями всегда способствовала качеству продукта - более главной цели при приобретении новых знаний. А в рамках еженедельных ретроспектив всегда полезно отчитаться перед всей командой о том новом, что удалось узнать о разрабатываемом продукте, его альтернативах, сторонних технологиях для улучшения своей работы. Небольшой рассказ или обычное перечисление узнанного в течение 3-5 минут экономит время сразу всей команде (известно становится, к кому можно будет в последствии обратиться за деталями, основы теории доносятся каждому одновременно), а по результатам заинтересованности составляется план обсуждений и разработок.
Классика жанра передачи знаний - текст в книгах и учебниках, статьях и научных работах, wiki всеобщего и внутреннего пользования. Для удобства и эффективности восприятия придерживайтесь общепринятых стандартов в структуре документа, отмечайте важные моменты, будьте краткими и содержательными при создании текстов, используйте простой язык и синтаксические конструкции. Немаловажна помощь каталогизации всей библиотеки. В последнее время актуальным стал словарь внутренних терминов и сокращений, а новообразованные слова от креативных сотрудников особенно требуют расшифровки. Например, от слов "эстимация" и "обфускация" новый сотрудник, знающий английский на уровне средней школы, входит в ступор. Также стоит составить список запрещённых к использованию слов и тем, поднимаемых на собраниях или в чатах. Например, шеф заставлял вместо "elucidate, describe" использовать только "explain", набрав в русскоязычную команду ребят из Восточной Украины под запретом стала тема мировой политики. Отрицательные моменты в познании нового через прочтение тоже, конечно, есть: самообучение без возможности задать сопутствующие и более подробно разъясняющие вопросы, нехватка условий (задания с ответами или примерами, оборудование для проб) для закрепления знаний, затраты времени на осознание (перевод) слов и терминов. Зато затраты на создание, хранение и актуализацию текстовых документов являются наименьшими в линейке типов передачи инфы.
Передача знаний тактильно и по запаху возможна для некоторых продуктов: игры, кино, реабилитация здоровья, симуляторы редких и опасных профессий. Формы хранения, актуализации и передачи информации подобного типа пока ещё являются дорогостоящими и малодоступными широкому потребителю. Поэтому в качестве задания на закрепление мной излагаемого материала предлагаю эксклюзивным владельцам знаний тактильности и запахов описать способы передачи своего превосходства. К сожалению, мои примеры ограничиваются лишь 20 годами хореографии, развившими во мне мышечную память. Её применение помогает в тестировании довольно часто. Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: "Почему в трёхпальцевой комбинации клавиш для перезагрузки 'Ctrl+Alt+Del' вы используете левые или правые клавиши 'Ctrl' и 'Alt'?" Как вас научили расставлять пальцы в первый раз, так вы и пытаетесь нащупать клавиши на любой клавиатуре. Пользуетесь обеими кистями рук или одним жестом Фиксиков? Чертыхаетесь на новом девайсе, когда не нащупывают в привычном месте нужную клавишу? А замечали за собой, что, прежде чем включить зарядку девайса, поглаживаете пальцами штекер? Да, это срабатывает ваша мышечная память для определения корректного положения "папа-мама/верх-низ".
Телепатия, как способ передачи знаний и прочей информации, некоторыми владельцами или заказчиками продукта считается наиболее приемлемым способом пояснить свои запросы. Вспомните те нередкие случаи, когда у собеседника кончались свои слова, а вы красиво и точно умудрялись описать его хотелки. Только они не учитывают тот факт, что подчинённые изначально не владеют чтением мыслей. Эта способность приобретается с годами при наличии постоянного контакта (наблюдение за процессом разработки, подслушивание обсуждений, получение информации из всех доступных и закрытых источников) и умении строить логические цепочки, в дальнейшем позволяет сотрудникам предугадывать желания руководства.
Соблюдая условия жанра, подведём итоги. Знаниями, которые вам кто-то дал или вы их приобрели самостоятельно, когда-нибудь надо делиться, передавать другим. Эффективность передачи знаний зависит от вашей подготовленности, но вы всегда получите дополнительную пользу - глубже поймёте суть и расширите собственный интеллект. Библейская заповедь о возврате розданного работает быстро и в ощутимом количестве. Знания не уходят в пустоту, существует много видов хранения и обогащения информации. Учитесь сами, обучайте других и затраты окупятся.
В школе нас научили, что прежде чем передавать кому-то информацию, её необходимо систематизировать. На этом принципе основаны все учебники: тема, цели и задачи, оперируемые субъекты, основной материал, закрепление, проверка усвоенного. Цель моей статьи - описать knowledge management в группе разработки ПО. Задача - показать варианты обмена знаниями.
Будем считать, что группа разработки ПО состоит из руководства (шефы, директора), продавцов и техподдержки (сбыт-снабжение), разработчиков (аналитики, программисты), отк (тестировщики и пользователи). Какими знаниями они должны делиться друг с дружкой? На мой взгляд - всеми, касающимися продукта и процессов производства, распространения. Любой момент знаний в одной области может сыграть решающую роль в смежной. Вся группа нацелена получить максимальную выгоду и не только в денежном эквиваленте, а, например, в виде отзыва: "Именно это я давно хотел!". Моё совмещение техподдержки с тестированием на протяжении многих лет обязывало глубоко вникать в предметную область, что дало возможность генерировать множество полезных идей, воплощённых в выпускаемых продуктах. К сожалению, каждый раз приходилось заниматься самообразованием, а потом, терпя презрительные взгляды аналитиков, доказывать пользу моих идей. А если бы разработчики вовремя делились своими знаниями, то скорее всего идентичные предложения внедрялись бы от их имени, без "оскорбления их статуса".
Поскольку знания - это информация, то передавать и усваивать её человечество научилось несколькими способами:
- на слух: лекция, прослушивание аудио-записи, улавливание звуковых сигналов аппаратуры, диалог;
- просмотр видео и картинок, невербально мимикой и жестами;
- чтение текстов и схем;
- сенсорно через запахи и тактильность;
- очень редко с помощью телепатии.
Фантасты, конечно, предлагают и иные варианты, но современные технологии пока могут предложить только скорочтение и поиск по индексированному содержимому, доступные не искусственному интеллекту.
Переход поступающей информации в знания и есть процесс обучения. Курс "методика преподавания [предмета]" не ограничивается освоением таких методик, как лекция и практическое занятие. Обучать можно через игру и зазубривание, доказывая и веря на слово учителю, совершая открытия и отрицая гипотезы, строя логические цепочки и впитывая множественность хаотичных потоков. Пока мы в роли ученика, студента или стажёра, наши усваиваемые знания контролируются и оцениваются в явном виде (оценки в журнале и зачётке, контрольные работы, экзамены). В большинстве случаев объём и качество получаемой информации были в прямой зависимости со статусом в обществе через рейтинг отметок.
Аналогично кадровики рекомендуют изменения в зарплатах и карьере, исходя из данных матриц достижений (некоторые называют их матрицами знаний и навыков). Для большинства же работников приятнее осознавать свою значимость в проекте за счёт эксклюзивных умений и владения важной инфой. К сожалению, такие индивидуалы реже других готовы делиться знаниями, аргументируя тем, что ему самому они дались недёшево и просто так выкладывать новичку свои мозги не в его интересах. Подобному сотруднику предложите составить курс лекций с соблюдением всех правил методики преподавания, дайте в качестве дополнительной нагрузки (естественно с оплатой) учеников и обяжите создать подробное описание всех своих предыдущих и текущих дел, работ. Со временем он либо переквалифицируется в преподавателя и уйдёт в учебное заведение, если выдаваемые им знания довольно общие, либо он сбросит с себя нимб всезнайки и в дружеских беседах станет делиться тем, что приобрёл благодаря вашей компании. Для ускорения осознания снобом временности и ничтожности своей уникальности можно подсунуть ему в число учеников дотошного и любопытного новичка. Но это из разряда жестоких шефов.
По-моему, наиболее экономичный и эффективный способ передачи знаний новичку команды - это библиотека видео-записей. Рассказ вчерашнего новичка очередному стажёру - это игра в испорченный телефон. Обязательно забудутся важные моменты, готовый сотрудник тратит время на уже выполненную работу, вопросы остаются без ответа, либо переадресуются в исходную точку. Так было в Conquest:
- о работе тестировщика мой рассказ передавался в телефонных беседах более пяти раз, поэтому у последнего кандидата взгляд на работу отдела тестирования резко контрастировал с моим изначальным;
- о возможностях продуктов вначале рассказывал сам шеф, в качестве репетиции вебинаров для потенциальных покупателей. Но моё предложение записать хоть одну конфу для последующего сокращения своего же рабочего времени было отвергнуто. Взамен, он эту обязанность возложил на меня. Моя запись о возможностях одного из ведущих продуктов положила основу для библиотеки аудио- и видео-записей собраний (передача внутренних знаний новичкам, демо новых фич, обсуждение разработок, стендапы и ретроспективы) и сэкономила мне кучу времени впоследствии (текучка кадров была очень стремительной);
- видео-лекции о внутреннем распорядке (регламенты собраний, как оформлять код и документацию, схема утверждения задач и глобальная структура продуктов, структура движения ответов техподдержки) тоже следует делать один раз, поскольку попугайские повторения тим-лида раздражают не только его самого, но и слушатель перестаёт воспринимать информацию, выданную без эмоций, на автомате.
Хотя видео и аудио-записи пока ещё с трудом поддаются индексации для последующего поиска и актуализация содержимого равна полной переделке, но этот вариант передачи информации на сегодняшний день является наилегчайшим для восприятия. Аудио- и видео-обмен знаниями эффективен тем, что вполне легко можно применить способ закрепления - троекратное повторение мысли в различных интерпретациях (например, теорему Пифагора предлагают не только стандартно "квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов", но и как графическую и стихотворную аналогию с "Пифагоровыми штанами").
Второй по восприимчивости тип передачи инфы - это картинки, схемы. Визуализация текста ярче запоминается. На этом факте был основан метод опор Шаталова. По этому же принципу создаются комиксы, столь популярные сейчас во всех возрастах. Mind-карта, созданная в процессе обсуждения разработки, вполне отчётливо может служить стенограммой встречи и готовой весомой частью техзадания или хелпа. Матрицы переходов состояния - лёгкий и удобный вариант описания теста. Flowchart, Call Tree и многие другие виды диаграмм - лучший способ визуализации продукта. Тем более, что современные технологии позволяют частичное редактирование и поиск для актуализации содержимого во всё более многих форматах (SVG, XML,..).
На мой взгляд собрания, типа стэндапов и ретроспектив, вполне подходят для совмещения обмена информацией в целях оповещения всей команды о ходе дел и параллельного обучения не только скрытым или сложным местам разрабатываемого продукта, но и новым, сторонним технологиям, которые вполне могут повлиять на развитие продукта. Если внимательно слушать каждого выступающего на стендапе, то обязательно появятся вопросы. Это упражнение было моим советом новичкам для повышения их авторитета в команде - шеф подмечал такое неравнодушие к изложению темы, как глубокое погружение в продукт. Тем не менее, осведомлённость деталями всегда способствовала качеству продукта - более главной цели при приобретении новых знаний. А в рамках еженедельных ретроспектив всегда полезно отчитаться перед всей командой о том новом, что удалось узнать о разрабатываемом продукте, его альтернативах, сторонних технологиях для улучшения своей работы. Небольшой рассказ или обычное перечисление узнанного в течение 3-5 минут экономит время сразу всей команде (известно становится, к кому можно будет в последствии обратиться за деталями, основы теории доносятся каждому одновременно), а по результатам заинтересованности составляется план обсуждений и разработок.
Классика жанра передачи знаний - текст в книгах и учебниках, статьях и научных работах, wiki всеобщего и внутреннего пользования. Для удобства и эффективности восприятия придерживайтесь общепринятых стандартов в структуре документа, отмечайте важные моменты, будьте краткими и содержательными при создании текстов, используйте простой язык и синтаксические конструкции. Немаловажна помощь каталогизации всей библиотеки. В последнее время актуальным стал словарь внутренних терминов и сокращений, а новообразованные слова от креативных сотрудников особенно требуют расшифровки. Например, от слов "эстимация" и "обфускация" новый сотрудник, знающий английский на уровне средней школы, входит в ступор. Также стоит составить список запрещённых к использованию слов и тем, поднимаемых на собраниях или в чатах. Например, шеф заставлял вместо "elucidate, describe" использовать только "explain", набрав в русскоязычную команду ребят из Восточной Украины под запретом стала тема мировой политики. Отрицательные моменты в познании нового через прочтение тоже, конечно, есть: самообучение без возможности задать сопутствующие и более подробно разъясняющие вопросы, нехватка условий (задания с ответами или примерами, оборудование для проб) для закрепления знаний, затраты времени на осознание (перевод) слов и терминов. Зато затраты на создание, хранение и актуализацию текстовых документов являются наименьшими в линейке типов передачи инфы.
Передача знаний тактильно и по запаху возможна для некоторых продуктов: игры, кино, реабилитация здоровья, симуляторы редких и опасных профессий. Формы хранения, актуализации и передачи информации подобного типа пока ещё являются дорогостоящими и малодоступными широкому потребителю. Поэтому в качестве задания на закрепление мной излагаемого материала предлагаю эксклюзивным владельцам знаний тактильности и запахов описать способы передачи своего превосходства. К сожалению, мои примеры ограничиваются лишь 20 годами хореографии, развившими во мне мышечную память. Её применение помогает в тестировании довольно часто. Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: "Почему в трёхпальцевой комбинации клавиш для перезагрузки 'Ctrl+Alt+Del' вы используете левые или правые клавиши 'Ctrl' и 'Alt'?" Как вас научили расставлять пальцы в первый раз, так вы и пытаетесь нащупать клавиши на любой клавиатуре. Пользуетесь обеими кистями рук или одним жестом Фиксиков? Чертыхаетесь на новом девайсе, когда не нащупывают в привычном месте нужную клавишу? А замечали за собой, что, прежде чем включить зарядку девайса, поглаживаете пальцами штекер? Да, это срабатывает ваша мышечная память для определения корректного положения "папа-мама/верх-низ".
Телепатия, как способ передачи знаний и прочей информации, некоторыми владельцами или заказчиками продукта считается наиболее приемлемым способом пояснить свои запросы. Вспомните те нередкие случаи, когда у собеседника кончались свои слова, а вы красиво и точно умудрялись описать его хотелки. Только они не учитывают тот факт, что подчинённые изначально не владеют чтением мыслей. Эта способность приобретается с годами при наличии постоянного контакта (наблюдение за процессом разработки, подслушивание обсуждений, получение информации из всех доступных и закрытых источников) и умении строить логические цепочки, в дальнейшем позволяет сотрудникам предугадывать желания руководства.
Соблюдая условия жанра, подведём итоги. Знаниями, которые вам кто-то дал или вы их приобрели самостоятельно, когда-нибудь надо делиться, передавать другим. Эффективность передачи знаний зависит от вашей подготовленности, но вы всегда получите дополнительную пользу - глубже поймёте суть и расширите собственный интеллект. Библейская заповедь о возврате розданного работает быстро и в ощутимом количестве. Знания не уходят в пустоту, существует много видов хранения и обогащения информации. Учитесь сами, обучайте других и затраты окупятся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий