вторник, 28 ноября 2017 г.

Молчание шефа

Можно ли руководить людьми, не общаясь с ними? Нет.
Говорят, что шеф – это особый характер. Есть ли тип характера, с которым не бывает начальника? Нет, значит любой может им быть.
Даже если весь обмен информацией проходит не вербально, то у любая сторона диалога имеет право высказать всё или умолчать о каких-то деталях. Именно об умалчиваниях и пойдёт речь.
С какой целью шеф отмалчивается по некоторым темам? Главная задача начальника – аккумулировать и распространять информацию – может служить как на благо, так и для гибели коллектива. Как распознать шефа, скрывающего инфу? Какие результаты могут быть от недосказанности?
Болтун-молчун
Болтун высокопарными эпитетами может заменить материальную оценку труда подчинённых. Молчун, не высказав руководству и сотрудникам свои претензии недоделок или иных промахов подчинённых, огораживает их от штрафов.
Болтун, превозносящий фактический уровень одного сотрудника пред остальными, завышает уровень самооценки одного работника и снижает уважение всего коллектива как к этому сотруднику, так и к самому шефу за очевидную ложь.
Молчун, вовремя не поднявший вопрос о бездействии, лени, некомпетентности одного сотрудника, в итоге может уволить хорошего работника себе же в ущерб, не разобравшись в сути проблемы.   
Утопист-прагматик
Фантазируя о высотах продукта, шеф может увлечь команду энтузиазмом. Утопист, возлагающий надежды на кандидата с красивым резюме, не сумевший вовремя выяснить профессиональный уровень, распределяет задачи без оценки риска проекта.
Прагматик строит планы по фактическим данным. У начальника, обуздывающего рвение трудоголиков, вполне возможно есть цель уволить за неисполнение должностных обязанностей.
Интеллектуал-недалёкий
Демонстрирование своего интеллекта, не соизмеренного с уровнем подготовленности команды, приводит к недопониманию и появлению "серого кардинала" в рядах подчинённых.
Передача знаний – один из основных пунктов должности руководителя. Отсутствие обмена опытом и профессиональной информацией превращает команду в сборище незаслуженно получающих деньги.
Экстраверт-интроверт
Ожидаемо выдвигать экстраверта на роль лидера, но гипер-общительному шефу сложно соблюдать субординацию. У открытого к общению руководителя можно даже на корпоративе узнать планы проекта.
Распознать настроение интроверта – сложная задача для сотрудника, просящего о повышении зарплаты или ранга. Зачастую секретность или недалёкость некоторых вопросов прикрывается замкнутостью.
Красноречие-косноязычие
Хороший словарный запас – ключ к успеху оратора. В обязанности скрам-мастера входит проведение митингов, но если существует лингвистический барьер, то совещания могут затягиваться или быть абсолютно непродуктивными. Когда конкретные идеи обличаются лишь в намёки, то консенсунс спора не достижим. Ясное и чёткое изложение способствует прозрачности всего процесса производства – от планов до отзывов клиентов. Недосказанность – только повод приобрести телепатические способности, но косноязычие не научит собеседников чтению мыслей. Перебарщивание с болтовнёй на отвлечённые темы роняет авторитет, так как отвлекает от главной идеи диалога. Излишнее красноречие может завуалировать мысль до степени извращённого понимания.

Во времена советской власти руководителей обучали профсоюзы и парторганизации, давали точно понять о чём обязательно надо говорить с подчинёнными, а о чём умалчивать. В обучении или повышении квалификации начальнику давались основы правил общения, воспитания духа командности, как быть эффективным арбитром конфликтов. Выпускники таких курсов, к слову сказать – бесплатных, могли с пользой применять элементы диктаторства и демократии, знали законодательство, гарантирующее ответы на обращения подчинённых (в настоящее время Федеральный Закон №59) и запрет на размежевание команды на почве дискриминации (Статья 3 Трудового Кодекса).
Хорошо обученный руководитель не даёт пустых обещаний на собеседовании, не игнорирует идеи младших по рангу, свободно берёт на себя ответственность за слова свои и подчинённых.
Относитесь с осторожностью к словам "требуется работник с чувством юмора", потому что за ними могут прятаться бесчисленные гнобления, пристрастие к промахам и равнодушие к успехам.
Отмалчивающийся шеф опасен непредсказуемостью: собственные незнание дела и отсутствие информации прикроет некой секретностью бизнеса, усердие и энтузиазм сотрудников воспримет как оппозицию, сочинит отговорки про технические проблемы при невыплате долга, за счёт клеветы и фальсификата уволит "неудобного", а потом запретит с ним общение для предотвращения раскрытия тайны изгнания.
Задумайтесь над профессионализмом босса: общение с ним вызывает у Вас страх или успокоение, неприязнь или уважение, повышается или нет Ваша трудоспособность после разговора с шефом?

В фильме "Сатисфакция" Евгений Гришковец сказал, что страх – это честность, а уважение – это порядочность. Любой начальник – такой же человек, как и все мы, значит может заслужить уважение, не требуя беспрекословного подчинения.

3 комментария:

  1. Из наблюдений:
    * Хороший начальник в курсе всех потребностей подчинённых.
    * Слабому руководителю безразличны слабости сотрудников.
    * Диктатор манипулирует через слабости.
    * Развитие проекта ведёт к развитию команды.
    * Невостребованность новых знаний и навыков работников ведёт к разрухе команды и создаваемого продукта.

    ОтветитьУдалить
  2. Страшила (Волшебник Изумрудного Города): "..те, у кого нет мозгов, очень любят разговаривать."

    ОтветитьУдалить
  3. Градация начальников и подчинённых в докладе Сергея Крупенина "Как ведут себя люди, которым вы ставите задачи + Управленческие поединки" (https://vimeo.com/284870502) на SQADAYS-23

    ОтветитьУдалить